Конструирование железобетонных колонн

Диаметр продольных стержней в колоннах должен быть не менее 12 мм и, как правило, не более 40 мм; для особо мощных колонн при марке бетона выше 200 могут применяться стержни больших диаметров. В колоннах с меньшей стороной b > 250 мм диаметр продольных стержней рекомендуется принимать не менее 16 мм. В центрально- сжатых элементах, входящих в состав железобетонных конструкций (например в элементах решеток ферм), диаметр продольных стержней рекомендуется принимать не менее 10 мм.


Длина стержней арматуры в колоннах должна, как правило, назначаться таким образом, чтобы была исключена необходимость устройства стыков. При устройстве стыков рабочей продольной арматуры внахлестку без сварки длину перепуска стыкуемых стержней следует назначать в соответствии с указаниями статьи о нахлестке арматуры, при этом во внецентренно-сжатых колоннах при е0 < 0,2h0 длина перепуска принимается как для сжатых стержней, а при e0>0,2h0, как для растянутых.

Расстояние между хомутами должно быть при армировании колонн вязаными каркасами не более 15d, а при армировании сварными каркасами не более 20d, где d диаметр продольной арматуры.

При наличии в колоннах сжатых продольных стержней разных диаметров расстояния между хомутами назначаются по меньшему диаметру рабочей арматуры. Во всех случаях расстояние между хомутами должно быть не более 500 мм. При устройстве в колоннах армируемых сварными каркасами стыков внахлестку без сварки, хомуты в местах стыков должны назначаться в соответствии с указаниями статьи об арматуре.

Диаметр хомутов должен быть не менее 0,25d, где d — диаметр рабочей арматуры, но не менее 5 мм. При хомутах из холоднотянутой проволоки диаметром 5 и 5,5 мм указанное соотношение между диаметрами хомутов и диаметрами рабочей арматуры принимается равным 0,2d.


По длинным сторонам сечений внецентренно-сжатых колонн (если не предусматривается арматура по расчету) при высоте поперечного сечения колонн более 800 мм надлежит ставить конструктивную арматуру диаметром 12 мм в таком количестве, чтобы расстояние между продольными стержнями было не более 500 мм.

Если насыщение продольной арматурой превышает 3%, хомуты должны быть обязательно приварены к продольной арматуре, а расстояние между хомутами не должно превышать 10 диаметров продольных стержней. Конструкция хомутов в колоннах должна быть такова, чтобы продольные стержни по крайней мере через один располагались в местах перегиба хомутов. При ширине колонны b < 400 мм и числе продольных стержней с каждой стороны не более четырех допускается охват стержней одним хомутом; при этом в колоннах с высотой сечения 800 мм, в зависимости от числа стержней боковой арматуры, ставятся дополнительные хомуты согласно рис. ; при числе стержней рабочей арматуры, большем четырех с каждой стороны или при размере b, превышающем 400 мм, дополнительные хомуты ставятся согласно рис. 2. Для охвата продольных стержней хомутами в последних должны быть предусмотрены крюки. При приварке (прихватке) хомутов к продольным стержням устройство крюков в хомутах не требуется.

Рис. 1 – Армирование колонн дополнительными хомутами и конструктивной арматурой при ширине сечения
колонны b<400 мм и при количестве продольных рабочих стержней с каждой стороны не более четырех


Рис. 2 – Армирование колонн дополнительными хомутами и конструктивной арматурой при ширине сечения колонны b >400 мм

или при количестве продольных рабочих стержней с каждой стороны более четырех


Для колонн прямоугольного сечения, армируемых сварными каркасами, рекомендуется применение плоских сварных каркасов.

При применении плоских каркасов пространственные каркасы колонн образуются из четырех плоских каркасов путем приварки точечной сваркой (при помощи клещей) поперечных стержней каркасов, устанавливаемых по большей стороне сечения к рабочим стержням примыкающих каркасов, устанавливаемых по меньшим сторонам (рис. 3).

Рис. 3 – Пространственные каркасы колонн, образованные из четырех плоских каркасов


При высоте сечения колонн h < 800 мм пространственный каркас колонны может быть образован из двух плоских каркасов путем приварки к ним дополнительных поперечных стержней (рис. 4).

Рис. 4 – Пространственные каркасы колонн, образованные из двух плоских каркасов и дополнительных поперечных стержней


При армировании колонн вязаными каркасами наименьшее расстояние между продольными стержнями должно приниматься в соответствии с указаниями статьи об арматуре.

Колонны двутаврового сечения рекомендуется армировать плоскими каркасами или отдельными стержнями, объединенными в пространственный каркас при помощи хомутов, приведенных на рис. 5.

Рис. 5 – Армирование колонн двутаврового сечения (1 – приварка)


Консоли в колоннах, устраиваемые для поддержания обвязочных балок, балок покрытий и перекрытий могут выполняться со скосами под углом 45° либо без скосов. Консоли, устраиваемые для поддержания сборных подкрановых балок, рекомендуется выполнять со скосом под углом 45°. Высота консолей у грани колонны определяется расчетом. В консолях, поддерживающих сборные подкрановые балки, в случаях, когда ось подкрановой балки проходит вне нижней грани колонны, высоты у края консоли должна приниматься не менее 300 мм при кранах грузоподъемностью 5 т, не менее 400 мм при кранах грузоподъемностью 10 т и не менее 500 мм при кранах грузоподъемностью 15 т и более (рис. 6). Высота у края консолей монолитных колонн при опирании на них монолитных подкрановых балок должна приниматься не менее hб + 50 мм, где hб — высота примыкающей подкрановой балки (рис. 6). Армирование консолей рекомендуется производить в соответствии с рис. 7.

Рис. 6 – Консоли колонн для опирания подкрановых балок; а — сборных; б — монолитных


Отогнутые стержни в консолях следует устраивать под углом наклона не менее 45° к верхней грани консолей. Хомуты в консолях устанавливаются только горизонтальные диаметром 8— 10 мм с шагом 100— 150 мм.

Рис. 7 – Армирование консолей колонн вязаной арматурой; № 1, № 2, № 3 – номера стержней


В сборных колоннах для выверки на монтаже колонн и примыкающих к ним конструкций должны быть предусмотрены риски разбивочных осей в виде треугольных канавок глубиной 5 мм. Риски должны быть предусмотрены в следующих местах:

а) на уровне верха стакана фундамента — на всех четырех гранях;

б) на верхнем конце колонны — на всех четырех гранях;

в) на двух боковых гранях подкрановых консолей.

Месторасположение рисок должно быть указано в рабочих чертежах колонн.

1-й класс – НДС, при котором напряжения по всей площади сечения не превышают расчетного сопротивления стали |σ| ≤ Ry (упругое состояние сечения);
2-й класс – НДС, при котором в одной части сечения |σ| < Ry, а в другой |σ| = Ry (упругопластическое состояние сечения);
3-й класс – НДС, при котором по всей площади сечения |σ| = Ry (пластическое состояние сечения, условный пластический шарнир).

Разрезная балка – балка, перекрывающая один пролет, в отличие от неразрезной балки, которая перекрывает два и более пролетов.

КАЛЬКУЛЯТОР


web2

Form is not available. Please visit our contact page.
X
Калькулятор